Доступность объектов для инвалидов и маломобильных групп населения.

Инвалиды - одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе. Их социальное положение подчас всецело  зависит от помощи государства. Перед государством тем самым стоит задача создания достаточных условий для полноценной жизни  и деятельности инвалидов, разработки необходимой для этого системы их социальной реабилитации.

   В  Волгоградской области- 197139 инвалидов, в том числе 7279 детей- инвалидов.  В Суровикинском районе- 2977 инвалидов, в том числе   -      86       детей –инвалидов. Однако проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и граждан преклонного возраста, граждан имеющих временные нарушения  в связи с заболеванием или травмой, использующие  детские коляски и др. А это почти половина населения.

           Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий  доступности для инвалидов объектов и услуг,  созданию для них безбарьерной среды.

    Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и  которую могут использовать люди с различными  нарушениями.

       Статьей 15  Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» закреплены нормы об обязанности органов власти всех уровней по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам.

       Поручением Председателя Правительства РФ от 12.12.2014 года №ДМ-П12-9175 органам государственной власти субъекта РФ и муниципальным образованиям до 01.10.2015г. рекомендовано разработать и утвердить  дорожные карты. Суть дорожной карты – это четкий план мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов.

             На практике это будет обозначать приспособление действующих  объектов социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, физической культуры и спорта, торговли, жилищно–коммунального хозяйства для людей с различными формами инвалидности,  повышение доступности для инвалидов  предоставляемых услуг, а также оказание им нужной помощи со стороны  работников организаций.

             Для разработки и утверждения  планов развития всех учреждений и дорожной карты  в  Суровикинском районе Центром  социальной защиты населения оказывается  методическая помощь учреждениям и предприятиям в обследовании объектов на предмет их доступности для инвалидов и   выборе мероприятий по адаптации объекта.

 В ходе совместной работы с предприятиями (учреждениями)  составлены 96 паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры района.

         Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны  к 01.07.2016 году полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.

   При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу  дистанционно  или на дому.

    Доступная среда  – это не только пандус.

    К вниманию должны приниматься основные  структурно-функциональные зоны объекта и  перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.

              Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Если поставлена задача обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры, для начала, нужно дать возможность людям с инвалидностью выйти из дома и добраться до объекта. В противном случае, адаптированные для инвалидов объекты, так и останутся невостребованными.

Безбарьерная среда практически  не сформирована в местах проживания инвалидов.   То же самое,  можно сказать и об адаптации улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, а именно, недоступность путей движения от автобусных остановок до объекта оказания услуг.

Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения , но и к ним    есть определенные требования, а именно:  к   покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих  указателей, контрастно- окрашенным поверхностям  и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд  с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.

Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков. Например, в районе расположения районного Общества слепых  после строительства дороги под железнодорожный мост назрела необходимость их установки.

               Во- вторых, это - входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.

              Многие начали адаптацию именно с входной группы, но в итоге двери меняем на красивые, но забываем о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей. Уже многие построили пандусы, а для кого? Уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней  не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Строительная организация,  экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов,  и в результате организация тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.

Наверное, стоит собственникам организаций сесть в инвалидную коляску и попробовать осуществить въезд или съезд по пандусу. Тогда сразу станет понятно,  почему ваш объект при выполненных работах недоступен.

Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а  ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.

             В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже  дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет  и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли  подъехать инвалиду  на коляске? Информационные стенды во всех учреждениях доступны для инвалидов?

     В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. Все в тех же СНиПах, как и на все  другие функциональные зоны,  определен перечень  требований к данным помещениям.

     Как мы относимся к инвалидам (также как к детям или старикам), - это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность. И для  нас сегодня успешно пройти этот тест – принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит всех нас.